![]() |
|||||||
|
|||||||
Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» № 4 / 2024DOI: 10.56584/1560-8816-2024-4-6-11 УДК 338.47
ПОТЕНЦИАЛ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ РОССИЙСКИХ НЕФТЯНЫХ И УГОЛЬНЫХ ГРУЗОВ
Лапшин П. А., аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия
POTENTIAL OPPORTUNITIES TO STREAMLINE RUSSIAN OIL AND COAL EXPORT LOGISTICS
Lapshin P. A., Postgraduate student, Department of Logistics and Supply Chain Management, Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia
Аннотация. Статья посвящена количественному анализу стоимости логистики «разворота» российской экономики на восток. Автор рассматривает изменение товарной и географической структуры российского экспорта в 2023 г. по сравнению с 2021 г. Далее на примере наиболее массовых грузов – нефтяных и угольных – рассчитывается прибыль, упускаемая российскими производителями из-за неоптимальности вывозных маршрутов: сейчас существенная часть экспортных товары отправляется в страны востока и юга из западных и южных Российских портов – из-за перегруженности Восточного полигона. Автор рассматривает какие из сегодняшних крупных транспортных проектов наиболее эффективны в решении проблемы неоптимальности экспортных маршрутов. Расширение Восточного и Южного полигонов Российских железных дорог, частная Тихоокеанская железная дорога, а также МТК Север-Юг и Северный Морской путь сравниваются по стоимости и по возможному влиянию на оптимизацию российской экспортной логистики Ключевые слова: экспорт, нефть и нефтепродукты, каменный уголь, «Восточный полигон», Северный морской путь, МТК Север-Юг, морские порты
Abstract. The article gives quantitative estimate of the logistic inefficiencies of export logistics, caused by “turning Eastwards” the economy. The author describes the change in the export’s structure by type of goods and by the destination geography in 2023 as compared to 2021. Then the author calculates the economic costs of inefficiencies for the two largest export product groups: oil and coal. The inefficiency arises from the fact that goods are exported to Global East and South countries via Russian Western and Southern ports, as the Eastwards railways are overloaded. The article analyses to what extent key Russian transport infrastructure projects (Eastern and Southern railways extension, Pacific Ocean railway, Artic Water Way and International North–South Transport Corridor) might help to streamline the export logistics. The costs and benefits of these projects are considered and benchmarked to each other. Keywords: export, oil, oil products, energy coal, coking coal, Russian Railways, ArcticWater Way, International North–South Transport Corridor, sea ports
Библиографический список: 1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403056321/ (дата обращения: 16.06.2024). 2. Экспорт России важнейших товаров: Данные статистики за январь 2022 год [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/folder/513 (дата обращения: 14.06.2024). 3. Булохова Т.А., Гуд О.Ю., Оленцевич В.А. Оптимизация эксплуатационной работы объекта транспортной инфраструктуры восточного полигона с целью повышения его пропускной способности // Молодая наука Сибири. – 2020. – № 4. – С. 113–121. 4. Котенко А.Г., Тимченко В.С. Методика комплексной оценки пропускной способности реконструируемой железнодорожной линии на основе имитационного моделирования // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2017. – № 10. – С. 3–8. 5. Петренко И.Е. Итоги работы угольной промышленности России за 2021 год // Уголь. – 2022. – № 3. – С. 9–24. 6. Stopford M. Maritime Economics. – 2nd ed. – London : Routledge, 2009. – 815 p. 7. Бахарев И. Логистика: поворот на Восток [Электронный ресурс] // ПСБ Блог. – 2023. – 26 июня. – Режим доступа: https://psblog.ru/logistika-povorot-na-vostok/ (дата обращения: 16.06.2024). 8. Волков С. Восточный полигон. Согласованы предложения по развитию БАМа и Транссиба [Электронный ресурс] // Гудок. – 2024. – 30 янв. – Режим доступа: https://gudok.ru/content/bam/1656590/ (дата обращения: 16.06.2024). 9. Восточный полигон – Транссиб и БАМ. Перспективы развития в 2023 – 2024 гг. [Электронный ресурс] // РЖД. – Режим доступа: https://cargo.rzd.ru/ru/9787/page/103290?id=19722 (дата обращения: 16.06.2024). 10. Дробышева И. Как Россия встраивается в глобальную логистику, реализуя свой транзитный потенциал [Электронный ресурс] // RG.RU. – 2023. – 12 окт. – Режим доступа: https://rg.ru/2023/10/12/reg-dfo/vezem-na-vostok.html (дата обращения: 16.06.2024). 11. Difference between Urals and Brent oil price from December 31, 2021 to September 20, 2023 (in U.S. dollars per barrel) [Электронный ресурс] // Statista. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1298092/urals-brent-price-difference-daily/ (дата обращения: 16.06.2024). 12. EU ban redraws Russia’s export map [Электронный ресурс] // Argus Media group. – Режим доступа: https://www.argusmedia.com/-/media/Files/white-papers/2023/Argus_Russian_Special_Report.ashx (дата обращения: 16.06.2024). 13. Russian Coal market overview [Электронный ресурс] // Argus Media group. – 2022. – Issue 22-50. – 26 December. – Режим доступа: https://www.argusmedia.com/en/coal/argus-russian-coal (дата обращения: 16.06.2024). 14. Tracking the impacts of G7 & EU’s sanctions on Russian oil [Электронный ресурс] // Center of Research on Energy and Clean Air: CREA. – Режим доступа: https://energyandcleanair.org/russia-sanction-tracker/ (дата обращения: 16.06.2024).
|
|