На главную На главную Написать письмо
О журнале Редакция Авторам Подписка Архив Реклама Контактная информация

Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» № 4 / 2024

DOI: 10.56584/1560-8816-2024-4-283-291

УДК 336.14(045)

 

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

 

Шмиголь Н. С.,

к.э.н., доц., профессор Кафедры общественных финансов Финансового факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

 

DEVELOPMENT OF THE TOOLS OF MODERN FISCAL POLICY

 

Shmigol N. S.,

Candidate of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

 

Аннотация. В статье рассматриваются инструменты современной фискальной политики, проведена оценка ресурсной базы федерального бюджета на период 2025-2027 годов, реалистичности отдельных макроэкономических параметров, использованных в основе параметров федерального бюджета, выделены бюджетные риски, которые могут отрицательно влиять на параметры бюджетной устойчивости как в новом бюджетном цикле, так и в более долгосрочном периоде. Научная новизна работы состоит в обосновании направлений трансформации фискальной политики и ее инструментария для достижения национальных целей и повышения потенциала российской экономики. Предложены и обоснованы направления развития и модификации инструментов фискальной политики Российской Федерации, в числе которых применение бюджетного импульса, уточнение состава источников доходов, источников сбалансированности федерального бюджета, увеличение горизонта бюджетного планирования на региональном уровне, введение нового бюджетного правила государственного долга в процентах к несырьевому ВВП.

Ключевые слова: фискальная политика, бюджетная устойчивость, федеральный бюджет, бюджетное правило, нефтегазовые доходы, ненефтегазовый дефицит

 

Abstract. This article examines the tools of modern fiscal policy, evaluates the resource base of the federal budget for the period 2025-2027, the realism of certain macroeconomic parameters used as the basis for the parameters of the federal budget, identifies budget risks that can negatively affect the parameters of fiscal sustainability both in the new budget cycle and in the longer term. The scientific novelty of the study lies in the substantiation the directions of transformation of fiscal policy and its tools for achieving national goals and increasing the potential of the Russian economy. The author suggests the directions of development and modification of the instruments of fiscal policy of the Russian Federation, including the use of budget momentum, clarifying the composition of sources of revenues, sources of balance of the federal budget, increasing the horizon of budget planning at the regional level, the introduction of a new budget rule of public debt as a percentage of non-primary GDP.

Keywords: fiscal policy, fiscal sustainability, federal budget, fiscal rule, oil and gas revenues, non- oil and gas deficit

 

Библиографический список:

1.      Алехин Б.И. О бюджетной устойчивости регионов // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2019. – № 2. – С. 81-101.

2.      Беляева М.В. Финансирование государственных инфраструктурных проектов: отечественный и зарубежный опыт // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2021. – № 2. – С. 78-85.

3.      Горлова О.С. Институциональные инструменты обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации // РИСК: Ресурсы, Информация, снабжение, Конкуренция – 2023. – № 4. – С. 198-204.

4.      Каратаев С.М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета // Дайджест-Финансы. – 2003. – № 5. – С. 39-46.

5.      Куцури Г.Н., Левдонский А.А. Особенности влияния основных факторов на финансовую устойчивость бюджета // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 12-4. – С. 80- 84.

6.      Финансовая система России в условиях санкционного давления: монография / О. В. Макашина, С. Е. Демидова, М. В. Дуброва [и др.]; под ред. О. В. Макашиной. — Москва: Русайнс, 2024. — 397 с. — ISBN 978-5-466-07578-6. — URL: https://book.ru/book/955284 (дата обращения: 24.07.2024). — [Текст: электронный].

7.      Седова М.Л. Влияние пандемии на исполнение бюджетов публично-правовых образований // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2021. - № 2. – С. 50-61.

8.      Шимширт Н.Д. Повышение устойчивости бюджетов субъектов федерации как стратегическая задача повышения эффективности публичных финансов // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 147-158.

9.      Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1166 с.

10.    Электронный онлайн-словарь «Викибриф» [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Fiscal_sustainability (дата обращения: 05.10.2024).

11.    Berd Richard M. Fiscal Flows, Fiscal Balance, Fscal Sustainability // Univercity of Toronto, 2003. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/4983741_Fiscal_Flows_Fiscal_Balance_and_Fiscal_Sustainability (дата обращения: 05.10.2024).

12.    Ilori A. E. et al. Fiscal policy shocks and international spillovers // European Economic Review. 2022. Vol. 141. Art. 103969. https://doi.org/10.1016/j.euroecorev.2021.103969.

13.    Gootjes B., de Haan J. Procyclicality of fiscal policy in European Union countries // Journal of International Money and Finance. 2022a. Vol. 120. Art. 102276. https://doi.org/10.1016/j.jimonfin.2020.102276.

14.    Vasunina M., Kosov M., Gorlova O., Masterov A., Zambaev K., Safronova E., Shmigol N. New economic model and conceptual directions for increasing Russia’s regional budgets sustainability // Emerging Science Journal. – 2024. – Т. 8. – № 2. – С. 603 – 624.


© 2019 Институт ИТКОР