|
|||||||
Журнал «РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция» № 2 / 2024DOI: 10.56584/1560-8816-2024-2-148-155 УДК 338.24
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
Данилова О. В., д.э.н., проф., профессор Кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Беляева И. Ю., д.э.н., проф., профессор Кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Дзарданов А. Ю., к.э.н., временно исполняющий обязанности начальника Управления корпоративных технологий, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Москва, Россия
STATE PROPERTY MANAGEMENT: KEY ISSUES AND DEVELOPMENT PRIORITIES
Danilova O. V., Doctor of Economics, Prof., Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Belyaeva I. Yu., Doctor of Economics, Prof., Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Dzardanov A. Yu., Candidate of Economics, Acting Head of the Corporate Technologies Department, Federal Agency for State Property Management, Moscow, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются тенденции в развитии институтов государственной собственности в процессе рыночных преобразований и формирования корпоративного сектора экономики в России. Цель исследования заключалась в формировании многоаспектного подхода к управлению государственной собственностью, позволяющего использовать рыночные инструменты в сочетании с сохранением рычагов государственного влияния на развитие всех секторов национальной экономики. Основные результаты исследования показали, что приватизация государственных активов позволила сформировать многообразие форм собственности, создала условия для развития корпоративных отношений. При изменении хозяйственного устройства зарождаются и получают интенсивное развитие новые экономические модели, основанные на размывании прежних прав и создании более сложных форм и спецификаций собственности. Трансформация структуры и цикличность развития государственной собственности является объективным процессом, поскольку изменение мировой социально-экономической системы в сторону многополярности позволяет обеспечивать динамическое согласование экономических интересов власти и бизнеса, совершенствовать базовые институты, укреплять экономическую безопасность страны. Выбирая оптимальное сочетание форм собственности, государство решает задачу сокращения размеров избыточной государственной собственности, формирует эффективный механизм управления имуществом, необходимым для решения ключевых задач развития национальной экономики. Сделан вывод, что механизм управления государственной собственностью может быть выстроен на сбалансированном применении как рыночных инструментов, так и рычагов государственного управления национальными активами. Ключевые слова: собственность, структура и состав государственного имущества, корпоративная собственность, доля государства в уставном капитале организаций, методики оценки учета федерального имущества
Abstract. The article examines trends in the development of state property institutions in the process of market transformations and the formation of the corporate sector of the economy in Russia. The purpose of the study was to form a multidimensional approach to the management of state property, allowing the use of market instruments in combination with the preservation of levers of state influence on the development of all sectors of the national economy. The main results of the study showed that the privatization of state assets allowed the formation of a variety of ownership forms, created conditions for the development of corporate relations. When the economic structure changes, new economic models are emerging and are intensively developing, based on the erosion of previous rights and the creation of more complex forms and specifications of ownership. The transformation of the structure and cyclical development of state ownership is an objective process, since the change of the global socio-economic system towards multipolarity allows for dynamic coordination of the economic interests of government and business, improve basic institutions, and strengthen the economic security of the country. By choosing the optimal combination of ownership forms, the state solves the problem of reducing the size of excessive state ownership, forms an effective mechanism for managing property necessary to solve key tasks of national economic development. It is concluded that the mechanism of state property management can be built on a balanced application of both market instruments and levers of state management of national assets. Keywords: ownership, structure and composition of state property, corporate ownership, state share in the authorized capital of organizations, methods of assessing the accounting of federal property
Библиографический список: 1. Энгельс Ф. Конспект Первого тома «Капитала» К. Маркса. Глава 3. Производство абсолютной прибавочной стоимости. URL: https://www.politpros.com/journal/read/?ID=3021 2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. К критике политической экономии Т. 13. — 498 с. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ : в редакции от 24 июля 2023 года (с изменениями и дополнениями, вступивши- ми в силу с 1 октября 2023 года). 4. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991–1997. М. : Институт экономических проблем переходного периода, 1998. — 1113 с. 5. Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2024–2026 годы» (вместе с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2024–2026 годы) : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3260-р : в редакции от 14 февраля 2024 года. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 января 1999 года № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/4000121/ 7. О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом: постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 года № 72 (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70859366/ 8. ФАС В СМИ: Доля государства в экономике страны в 2017 году составила порядка 50%. URL: https://kapital-rus.ru/news/356281-dolya_gosudarstva_v_ekonomike_strany_v_2017_godu_sostavila_poryadka_/ 9. Компании с государственным участием на российском фондовом рынке. URL: https://fin-plan.org/blog/investitsii/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-na-rossiyskom-fondovom-rynke/ 10. Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 2645-р : в редакции от 8 декабря 2023 года. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-12102020-n-2645-r-ob-utverzhdenii/ 11. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ выполнения Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 227- р» URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/26f/0qt0z k55l2n7t2ve1h3jhf42shxa7aoe.pdf 12. Российская экономика в 2022 году. Тенденции и перспективы / под научн. ред. А.Л. Кудрина, В.А. Мау, А.Д. Радыгина, С.Г. Синельникова-Мурылева. М.: Издательство Института Гайдара, 2023. — Вып. 44. — С. 365. 13. Ковтунено И.Ф. Унитарные предприятия в системе управления государственной или муниципальной собственностью: как меняется законодательство. Государственная власть и местное самоуправление. 2019. — № 1. — С. 28-33.
|
|